Опыт изучения английского языка в прошлом
Как мы все учили английский язык? Давайте вспомним) В школе учили, в институте учили -учили, а на элементарный вопрос : «How are you? How are things?» – молчание и лихорадочный зажим и гримасы на лице. А где тот иностранец, который поприветствовал нас? А он уже ушел)
Вы долго думали и вы ему неинтересны. В чем же дело? Да, некоторые из нас могут понимать грамматику английского языка, даже читать тексты, но не понимают, что им говорят и не могут сами что-либо сказать связанно. Есть такое понятие fluency(бегло говорить), это значит говорить свободно на иностранном языке.
В наши дни востребован английский язык. Было время, когда человек считался неграмотным, если он не знал древнегреческого, латинского, французского, а теперь это английский язык. Английский стал языком международного общения. Нет ничего нового под солнцем, так говорил Экклезиаст. И методы обучения тоже стары как мир.
Фетиши и боязни в изучении английского
1. Разные тесты и пичканье учеников и студентов грамматикой. Перекос в сторону грамматики. 12 видовременных форм активного залога и 8 пассивного залога. Долго разбирается каждое “время”(а реально времен то только три) Пока учат следующее, предыдущие забываются и у студента в голове каша. Существует боязнь делать ошибки, он скован. БОИТЬСЯ ДЕЛАТЬ ОШИБКИ.
2. Второй фетиш в обучении - это произношение) Я хочу говорить как в Великобритании –например. И обязательно на oxford english или RP. Последняя из могикан это Джил из "Ингвидком", она говорит на том самом oxford english. Но также она рассказывает о других диалектах и стилях произношения о British accents and dialects – Cockney, RP, Northern English, and more!
Или, я хочу говорить как в Америке. И забывают, что миграция привела к тому, что все народы говорят на английском и со своими акцентами. Да, согласен, что нужно правильно произносить и интонировать предложения, но делать из этого целую проблему не стоит. Посмотрите на индусов, пакистанцев, мексиканцев и др. Они не комплексуют, а общаются на языке, коммуницируют и не испытывают никаких комплексов. КОМПЛЕКС ПО ПОВОДУ ПРОИЗНОШЕНИЯ. Пример: Наш министр иностранных дел Лавров например, говорит с акцентом, но он говорит свободно и продуктивно).
3. В настоящее время все козыряют коммуникативной методикой, она же интенсивная, по-русски, и была изобретена еще в 60 годах прошлого века. Интенсивная методика - это учитель, который искусственно вовлекает студента в искусственно придуманные жизненные обстоятельства, так называемые топики (в ресторане, на работе, домашняя уборка). Чуть вправо или влево от темы и вы уже “плаваете”. На западе творится примерно тоже с их коммуникативной методикой. Часто учителем становиться носитель языка, но сути дела, это не меняет. В итоге у студентов непродуктивная речь, если она заранее не отрепетирована.
4. Все носятся с этой коммуникативной методикой содраной с русской интенсивной методики и это понятно. Коммуникативные умк( учебно-методические комплексы) все выпускаются крупными издательствами и это огромный бизнес. Все структурировано. Учителя и ученики. Учебные материалы. Особенно жалко наших школьников. Вместо практического использования языка, они годами учат грамматику и прочее. Но, по правилам современной оценки знаний английского, ученики еще ранжированы на группы.
Ранжирование учеников, тесты и уровни овладения английским языком
Как происходит это условное ранжирование?
Интернет заменил нам почту, телефон и телеграф. Поэтому в основном в интернете предлагают пройти нехитрый и как правило письменный тест и вот вуаля: вы уже стали знать язык на начальном, среднем или продвинутом уровне. Так быстро вас ранжировали. А как вы понимаете по-английски? Как говорите на языке? А беседа? А что -нибудь написать на языке?
Например, в Канаде это давно поняли , и если вы хотите жить и работать в Канаде, то вы должны пройти успешно экзамен CELPIP. Это полностью компьютерный тест, но он предлагает вам как слушать и понимать английскую речь, так и рассказывать что-то под запись в микрофон и предпринимать различные действия по предложенным обстоятельствам. Всегда ли знание топика ,например, я в ресторане, может вам помочь? Попробуйте? На сайте Paragon была возможность пройти бесплатный пробный тест по ссылке. Вот ссылка на сайт Paragon, Ну, как дела? Прошли тестирование? Много поняли? Много наговорили?
Вот к примеру другой нормальный и наверное единственный объективный онлайн тест EFSET. Проходить только тесты на сертификат 50 минутный или полуторочасовой. Реально трудно) Я прошел без подготовки 50 минутный тест и вот он сертификат. Все электронные тесты опубликовываются поздно или рано, я имею ввиду ответы. И это минус. Хотя издатели и пытаются ежегодно менять содержание тестов. Если нужен реальный критерий оценки знаний, то это только сдача международных экзаменов.
Значит знание языка - это не только знание и понимание грамматики, не только грамматические тесты и прохождение того или иного УМК с учителем или без. Учитель часто всего лишь ваш вдохновитель, который не дает вам расслабляться. Учить язык - это труд. Часто упорный и тяжелый. Но без преподавателя никуда. И в век интернета, учить английский язык удобно по скайпу. Все очень реально. Смотрите отзывы.
У меня был демонстрационный урок (ознакомительный) по Скайпу, на той стороне экрана был доктор, который хотел иметь англоязычный канал на ютубе, где он будет помогать англоязычным пациентам худеть. На мой пассаж, что для этого ему нужно будет упорно трудиться, он мне ответил, какой-то вы пессимистичный. Т.е. он не хотел напрягаться. А без труда не вытащишь, как известно и рыбку из пруда. Результат будет плачевным. А сколько людей начинают и бросают учиться? Или считают себя неспособными к языкам? Ответ - много.
Еще многие слышали, что есть какие-то уровни владения языком, но не всегда точно понимаем, что за этим стоит. Просто знаем, что они есть. Что это за уровни?
-
Уровни владения Английским Языком.
- Beginner (Starter) level in English - нулевой уровень владения английским языком
- Elementary level in English - начальный уровень владения английским языком
- Pre-Intermediate level in English - низший средний уровень владения английским языком
- Intermediate level in English - средний уровень владения английским языком
- Upper-Intermediate level in English - верхний средний уровень владения английским языком
- Advanced level in English - Продвинутый уровень владения английским языко
Но, как это понимают на западе? Как в действительности эти уровни трактуются?
1. Beginner (Starter) level in English - нулевой уровень владения английским языком Многие начнут говорить: «да, это как раз про меня любимого! Учил что-то в институте, в школе, но ничего уже не помню! Я абсолютный ноль!» Нет! Если вы что-то учили в школе, то это уже не имеет к вам никакого отношения. Нулевой уровень у тех, кто никогда не учил английский язык и не знает даже алфавита. Ну, если, к примеру, учил в школе немецкий язык или французский, а с английским языком никогда и не сталкивался. Нулевой уровень - уровень начинающих обучение, стартовый уровень - основные эпитеты , которые можно применить к этому уровню.
Общепринятые мировые требования к студентам уровня Beginner
- Беседа: Иметь желание научится поддерживать разговор на английском и понимать собеседника
- Понимание: Иметь желание научиться мыслить на английском языке
- Письмо: Иметь желание научиться хорошо и грамотно писать на английском
2. Elementary level in English - начальный уровень владения английским языком Опыта применения английского языка никакого нет. Отдельные простые слова и выражения понятны, о чем-то можно с большим трудом догадаться. О грамматике есть понимание, но оно смутное. В случае острой необходимости какие-то слова все же всплывают в голове – «паспорт, такси, хау мач», но связного разговора не получается. В целом, это уровень для выпускника школы, который два раза в неделю делал вид, что учит какие-то «темы» Но конечно, это не про всех учеников. Есть и в школе хорошие, продвинутые ученики, все зависит от преподавателя. По окончанию уровня Elementary - Есть знание простых грамматических конструкций английского языка. Возможно поддержание разговора на знакомую тему - но вот, к сожалению, количество знакомых тем весьма ограничено. Есть понимание простых предложений и речевых конструкций – особенно если говорят медленно и поясняют сказанное жестами.
Общепринятые мировые требования к студентам уровня Elementary
- Беседа: Узнавать и предоставлять краткую информацию о себе и других. Узнавать и предоставлять краткую информацию не личного характера. Выражать свои мысли понятно и попросить прояснить ту или иную ситуацию, чтобы стало ясно, о чём идёт речь Выражать простые идеи и чувства Говорить с произношением, которое будет всем понятно Пользоваться языком для общения и разрешения проблем в любой англогоязычной или англоговорящей стране, а сейчас это и Европа.
- Понимание: Улавливать основной смысл аудирования(слушать и понимать речь) на уроке Понимать основные ключевые моменты аудирования Читать короткие тексты и воспринимать основные идеи
- Письмо: Правильно составлять предложения Написать открытку, e - mail , небольшой запрос или уведомление Составить краткую характеристику о себе Грамотно начать телефонный разговор
3. Pre-Intermediate level in English - низший средний уровень владения английским языком Уметь поддерживать разговор на знакомую тему. Знать грамматику английского достаточно хорошо, но запас слов ограничен. Можно произносить связные предложения практически без ошибок, если тема была пройдена на уроке. Это иногда приводит к парадоксальной ситуации, если вам приходится общаться с иностранцами – им кажется, что вы вполне сносно говорите по-английски, и они радостно начинают что-то вам излагать в нормальном темпе, возбужденно размахивая руками. ))) А вот вы, выложив все, что знали, осознаете, что больше ничего не понимаете, и чувствуете себя не в своей тарелке. По окончании этого уровня слушатели могут пройти подготовку к сдаче международного Кембриджского экзамена PET (Preliminary English Test). Сертификат B1 Preliminary (PET) подтверждает уверенное владение английским языком в повседневной жизни. Для успешной сдачи экзамена кандидат должен уметь: Понимать суть разговора, а также беседовать на знакомые темы, такие как работа, школа, хобби и т.д.
Общепринятые мировые требования к студентам уровня Pre-Intermediate.
- Беседа: Говорить с чётким произношением Предоставлять информацию личного и отвлечённого характера Ясно объяснить, что Вы чего-то не понимаете Понять объяснение тех или иных вопросов в ситуации недопонимания Чётко выражать свои мысли и чувства Оперировать основными ситуациями общения
- Понимание: Понимать основную идею текста Чётко различать ударение, звуки и интонацию Читать несложные тексты и понимать основные идеи
- Письмо: Описать ситуацию, место или человека Сформулировать своё отношение к предметам, проблемам и людям Написать открытку, официальное\неофициальное письмо, e-mail , запрос, извинение или прошение Написать о себе Чётко и грамматически слаженно выстроить предложение путём согласования слов друг с другом.
4. Intermediate level in English - средний уровень владения английским языком Это так только называется – средний уровень английского. А на самом деле это уже вполне приличный уровень - можно довольно свободно общаться на повседневную тематику. Чтение и письмо должны быть на хорошем уровне, неплохое владение грамматикой, приличное понимание разговорной речи. Хотя ошибки встречаются часто, и словарь ограничен. Это примерно уровень выпускников наших спецшкол с преподаванием ряда предметов на английском языке – можно сдавать вступительные экзамены по языку в наши университеты или поступать на подготовительные курсы в западные учебные заведения По окончании этого уровня слушатели могут сдать международные экзамены - тесты IELTS 4.5-5.5, TOEFL 80-85
Общепринятые мировые требования к студентам уровня Intermediate.
- Беседа: Узнавать чужое мнение, отношение и эмоции и высказывать свои Выражать непонимание ситуации и просить о разъяснении Высказывать свои идеи в простой форме Изъясняться с чётким и понятным для окружающих произношением Выразить эмоции и чувства при помощи ударения и интонации Правильно сочетать слова в предложении в разговорном и письменном английском языке
- Понимание: Понимать основные идеи в упражнениях на аудирование на занятии Понимать основные моменты и общий смысл из контекста и распознавать содержание Узнавать и различать произношение человека, для которого английский язык не родной, и иностранца, для которого английский язык родной от природы Совершенствовать способность понимать и отличать неофициальную и официальную письменную и устную речь в различных ситуациях
- Письмо: Заполнять различные бумаги: декларации, анкеты и т.д. Писать письма, открытки Писать информационные официальные и неофициальные письма Излагать на письме последовательность событий, писать истории Описывать людей, места и ситуации Дополнять изложение той или иной ситуации личными комментариями Просто и грамматически верно выражать мысли и отношение
5. Upper-Intermediate level in English - верхний средний уровень владения английским языком Начиная с этого уровня владение английским языком, имеет уже функциональный характер – то есть можно поступать в какие-то западные университеты, устраиваться за рубежом на работу, не требующую чрезмерного общения с клиентами и т.п. А уж для родителей, не владеющих английским языком, никаких сомнений больше нет – ребенок владеет языком «свободно» и «в совершенстве». При поездках за границу вместе с родителями он успешно ведет переговоры с официантами, и те обычно приносят именно то, что и заказывали. Поэтому когда выясняется, что для поступления в Оксфордский университет нужно еще учиться примерно полгода для сдачи экзамена IELTS на соответствующий балл, родители теряют дар речи от изумления и начинают подозревать, что кто-то просто хочет выставить их на лишние деньги. Но тут на самом деле все просто: есть международные экзамены, на которых все аспекты владения английским языком оцениваются в баллах. Считаешь, что английский язык на уровне – иди сдавай! Не сдал на нужный балл – иди доучивайся, никто ни в каком западном университете даже и разговаривать о приеме не будет, если нет официального документа. По окончании этого уровня студенты могут пройти подготовку и сдать международные Кембриджские экзамены IELTS 5.5 – 6.5 (International English Language Testing System), FCE на А или В (First Certificate in English) и американский экзамен TOEFL 100 (Test of English as a Foreign Language).
Общепринятые мировые требования к студентам уровня Upper-Intermediate:
- Беседа: Фиксировать и предоставлять информацию при различных обстоятельствах Использовать официальный и неофициальный язык в различных ситуациях Дискутировать с двумя людьми или более и уметь поддержать беседу Улавливать собственные недочёты и ошибки в произношении Говорить с небольшим количеством грамматических и лексических ошибок и уметь их исправить во время беседы (с пояснением)
- Понимание: С первого раза понимать основные идеи текста Понимать на слух отношения и эмоции, выражаемые в тексте Улавливать различные региональные акценты Воспринимать и вести телефонный разговор Читать газеты и журналы и понимать основные ключевые моменты Различать стили: разговорный, официальный, уличный и т.д. Делать выводы из прочитанного
- Письмо: Написание официальных и неофициальных писем Писать элементарные инструкции и наставления Составить краткий обзор фильма или истории Оперировать простыми и сложными синтаксическими конструкциями Пользоваться различными стилями в написании писем, историй Чётко и грамматически верно выражать мысли, чтобы слушатель легко понял сказанное
6. Advanced level in English - Продвинутый уровень владения английским языком Продвинутый уровень знания английского подразумевает, что Вы почти носитель языка ,предпоследняя ступень к овладению английским в совершенстве. Можно поступать практически в любые университеты за рубежом, устраиваться на любую работу. По окончании этого уровня студенты могут сдавать: IELTS вплоть до 8.5,TOEFL вплоть до 110, Кембриджский экзамен CAE (Certificate in Advanced English), а также подготовиться к экзамену CPE (Certificate of Proficiency in English).
Общепринятые мировые требования к студентам уровня Advanced
- Беседа: Использовать официальный и неофициальный стили к месту и ко времени Говорить с ограниченным числом грамматических и лексических ошибок Бегло говорить на различные темы Знать и уметь применять на практике идиоматические выражения и устоявшиеся фразы или словосочетания Оперировать фонологическими особенностями языка, уметь выделить интонацией или поставить логическое ударения в соответствии с законами языка на том месте предложения, внимание собеседника на которое Вы хотите обратить
- Понимание: Понимать ключевые моменты с первого раза и распознавать отношение и мнение говорящего к проблематике Оценивать интонацию и делать выводы о чувствах и эмоциях говорящего
- Письмо: Написать официальные и неофициальные письма, e - mail и передавать собственные чувства и эмоции в соответствии с канонами этикета Написать повествование Написать дискурсивные эссе, т.е. путем логических умозаключений Составить отчёты, написать статьи и обзоры книг, фильмов, событий.
Реальная практика в освоении языка
Но, это все теория, а что на практике?
А на практике английский учится годами и часто результат разный. Помогут в этом желание студента, которое часто меняется от бешенного желания начать и/или продолжать до замедления, потери интереса и остановки и потом все по новой. Прямо американские горки) Также в помощь это учителя и учебные методики.
Да! Обучение английскому языку - это ученик, учитель и метод обучения. Рынок диктует все. Издательства выпускают печатные УМК и компакт диски к ним. Везде пишут, идите к нам, мы используем коммуникативный метод обучения и пр. и пр. и пр. и…. а дальше появляется фигура учителя, реального учителя, который и будет учить того или иного клиента какой нибудь очередной “лингвошколы”.
Многое зависит от учителя, его мотивации, выбор методики и стратегии, его знаний и его вовлеченности в процесс и конечно от выбранной цели.
Что такое язык?
Это система, при помощи которой люди общаются друг с другом. Т.е. хватит заумностей и прочей шелухи, люди должны общаться. Т.е. уметь говорить, читать, писать и понимать.
Все международные экзамены да и наши школьные ЕГЭ и ОГЭ, которые готовят людей к реальной работе и жизни за границей, или для учебы, предусматривают блоки Слушание, Чтение, Говорение, Письмо, а студенту нужно уметь понимать, что ему сказали, уметь читать и опять же понимать прочитанное, уметь говорить и говорить сносно, чтобы собеседник что-то понял и уметь писать, и писать грамотно, достаточно быстро, чтобы нормально себя чувствовать в социуме. Значит вывод какой?
Чтобы понимать на слух, нужно много слушать английской речи(аудировать). Чтобы говорить, нужно много говорить, а не бесконечно учить презент перфект континиус, который в реальной речи почти не используется. И т.д.
Для меня понятие методики, это всегда , в первую очередь, педагог-личность. Поговорим о реальных методиках. Конечно не всех. Так, на выбор.
Методики изучения
-
Методика A.J. Hoge
На просторах интернета я набрел на одного американского учителя как A.J. Hoge. И его Английский без усилий. Но выше мы уже говорили, что без усилий с нашей стороны, вряд ли что-то путное получится. Он говорит, что основное время нужно уделять слушанию. До 80% своего времени. Один и тот же материал ( текст например) и слушать его нужно не менее недели, а то и двух. Одно и тоже, одно и тоже. И отвечать на вопросы в его мини историях. У него основной конек- это мини истории. Вывод: много слушаем, много отвечаем вслух на вопросы. Почему вслух? А смотрим дальше.
-
Речевые тренажеры Гивенталь.
Интересная методика: отталкиваться не от английского, а от родного русского. Развитие речевого аппарата, как, например, в тренажерном зале. Оказывается, есть у человека не только память долговременная и оперативная, но и артикуляционная. Я это могу объяснить простым примером. Например, водитель -новичок, знает ПДД и знает последовательность действий- как нужно управлять машиной и когда переключать скорости. Но водитель со стажем просто едет и не думает о том, какую скорость нужно нажать и когда нужно добавить газу. Я это называю моторной памятью. Или памятью мышц. Также на земле слетывается пара истребителей, они изображают самолет ладонью и смешно делают выкрутасы руками, изображая таким образом полет самолета. Это тоже моторная память. Развитие речевого аппарата, а это губы, гортань, язык, щеки, голосовые связки и легкие, и мышцы грудной клетки ,и прочее, является развитием мышц речевого аппарата в целом ,и артикуляционной памяти в частности. Вывод: без развития речевого аппарата мы не сможем бегло и свободно произносить звуки английского языка, так как многие звуки не похожи, например, на звуки русского языка. Похоже на методику A.J.Hoge, только мы, изучая английский, отталкиваемся от родного русского языка. Еще интересный момент у Гивенталь - то, что она нашла метод ПЛФ или Прагмалингистических формул. Еще эту методику называют КЭСПА (как это сказать по-английски). И ниже информация, что Skilbox купил долю в этом проекте.
Кстати, недавно Коммерсант написал: "
"Skillbox купил долю 30% в ООО «Система КЭСПА», управляющем одноименной платформой для изучения английского языка, и опцион на приобретение дополнительных долей сервиса, сообщили “Ъ” стороны сделки. По условиям договора Skillbox получит возможность консолидации и управления школой КЭСПА и ее бренд.
До сих пор Skillbox занимался только дополнительным профессиональным обучением (ДПО), высшим и бизнес-образованием (MBA). Это крупнейшая на рынке ДПО компания среди онлайн-школ, по данным исследования «Интерфакса». Купив долю в КЭСПА, Skillbox выйдет на новый для себя рынок языковых школ, говорит его представитель. Согласно Smart Ranking, выручка лидера этого сегмента Skyeng в первом квартале выросла на 173%, до 1,5 млрд руб."
То, что обучение это большой бизнес и оно переходит в онлайн, это бесспорно.
-
Метод доктора Пимслера
Метод Пимслера - начитанные носителями языка уроки с объяснением на русском, удобно для людей мобильных, можно слушать по дороге на работу и домой. Метод перекликается с методом Berliz, да и Гивенталь, развивает артикуляционную память, аудирование, плюс идет объяснение на русском языке. Мне честно он не особо "зашел". Просто раскрученный бренд на слуху. "Типа" методика КГБ. Это старый курс.
-
Учебно методические комплексы(УМК)
Учебно методические комплексы(УМК) ведущих мировых издательств. Их много. Весь интернет завален пиратскими копиями этих пособий. Это международный огромный бизнес, включая всю печатную продукцию.
-
Подкасты
И очень хорошая вещь это подкасты. Записанные речевые треки. Их в инете тонны. Например я слушаю британца Люка Топпсона. И хочу вам предложить послушать его разговор с другим учителем Кристианом, о нашем нелегком учительском труде. У Люка близкий акцент к oxford english. Но акцентов в Великобритании очень много. Кристиан жил в Австралии, сейчас живет в Испании в глухой деревеньке, прямо как я) Правда я в России Матушке)
Фильмы и мультфильмы.
Сайт Ted.com
Выводы. Так как же изучить oxford english?
Ну, и пора делать вывод. Так как же выучить тот самый пресловутый oxford english? Да, тот самый на котором говорит 3% избранных мира сего. Нужно поступать в университеты Кембриджа или Оксфорда. Но это уже Cоциолингвистика.
"Два университета, сохраняющие старые, классические традиции в системе образования и предназначенные изначально для класса аристократии, остаются таковыми и по сей день, чем раздражают тех, для кого обучение в Оксбридже недоступно или, если доступно, то в качестве не совсем «своих». Отсюда и эпитеты, которые встречаем в книге от лица среднего англичанина: элитарные, снобистские, закоснелые, независимые, труднодоступные и амбициозные, а также нерелевантные, архаичные, отживающие свой век и постыдные учреждения.
It is natural for people to despise the very idea of Oxford and Cambridge. Elitist, snobbish, hidebound, self-satisfied, arrogant and remote, the Ancient universities, as they conceitedly style themselves, seem to embody the irrelevant, archaic, moribund and shameful past that Britain appears to be trying so hard to shed. And Oxbridge doesn’t fool anybody with all that flannel about ‘meritocracy’ and ‘excellence’ [Fry, 2018, p. 65]
И перевод. Это естественно, что сама мысль об Оксфорде и Кембридже вызывает у людей презрение. Элитарные, снобистские, закоснелые, независимые, труднодоступные и амбициозные, древние университеты, как они себя самодовольно называют, воплощают собой нерелевантное, архаичное, отживающее свой век и постыдное прошлое, которое Британия так упорно старается с себя сбросить. А Оксбридж никого не обманет своими красивыми речами о «меритократии» и «превосходстве». Несмотря на все демократические процессы и глобализацию, университеты остаются верными своим аристократическим традициям образовательными и социальными центрами по подготовке кадров для высших постов в правительстве и Парламенте Великобритании."
- А вывод из всего вышесказанного такой. Для овладения иностранным языком, все равно придется много работать и прикладывать усилия и конечно прибегнуть к услугам учителей, никакие онлайн комплексы, хитрые методики не заменят работу реального репетитора, преподавателя, Учителя, тьютера - называйте как хотите. ) Так что, пишите наши будущие студенты! Мы всегда рады вам и если нужно, то научим вас и oxford english. Нас в институте ему и учили) в ГГПИИЯ - старое название и новое это НГЛУ. Чувствуете перефраз с названием нашей школы МАУиЯ? Это когда название придумывал - навеяло. Это наш российский ОКСБРИДЖ был) Пока все!) Пишите отзывы!